3.1.3. Профилактика компьютерной зависимости
ЛЕКЦИЯ из цикла родительского лектория "Успешный
родитель"
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов
восприятия мира.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются
подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют
широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения,
большое количество игровых компьютерных клубов. В группу
риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек,
развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем
школьном возрасте в силу возрастных особенностей
психика ребенка характеризуется нестабильностью. В этом
возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой.
Нестабильность психики ребенка является одним из оснований
возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее
подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.
Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребенка
даже в раннем возрасте может сформироваться
аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического
состояния. Происходит процесс, во время которого
ребенок не только не решает
важных для себя проблем, но и останавливается
в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером,
ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно
стремится к виртуальным играм.
Знаете ли вы, в какие игры играют
наши дети?
Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по
степени опасности:
- Ролевые компьютерные игры. Именно они дают
больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от
реальности. Именно они являются наиболее интересными и опасными для детей.
Именно они способны сформировать устойчивую
психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере
психических состояний. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего,
наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности,
основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется
три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе
«затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.
- Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется
наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том,
что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным
персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время
варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и
игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью,
полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.
Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия
своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в
сюжет игры.
- Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют
"квесты". Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой
вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого
героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный
характер, в следствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления
также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с
последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и
ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных
«врагов», то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако
неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не
менее сильно.
- Стратегические игры. Они же "руководительские": Тип назван так потому, что
в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью
подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать
в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа,
главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит
историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного
героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль
не задается конкретно, а воображается играющим. В следствие этого «глубина
погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим
воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм
формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с
другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого
типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию
потребности в доминировании и власти. Уйти
в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией.
Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление,
другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом
реализуют свою потребность в доминировании и власти.
- Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных
настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки,
реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте,
сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над
машиной.
Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый
возраст. Они написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных
психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период
активной социализации и усвоения социальных ролей.
Ребенок видит мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная
графика, звуковые эффекты способны на время игры
полностью заменить реальность. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя
в виртуальный мир, где он получает
острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится, чуть ли не смыслом жизни.
Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра
on-line в глобальной сети (сетевые игры), где подросток играет уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами
персонажей игры. В сети игрок придумывает своего
персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре
себя придуманного за себя реального.
Играющий действует уже по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства,
безнаказанности и большого количества участников
подталкивает подростка создавать собственные правила поведения, принимать
решения, которые не имеют отношения к реальной жизни.
Сетевые игры несут в себе большое число
социально-реальных опасностей. В этих играх быстро возникла и
укрепилась клановая структура. В среде игроков престижно быть членом
игрового клана, сами кланы по престижности ранжируются. Чтобы попасть в клан,
требуется обладать некими "прокаченными" (игровой сленг) качествами, которые
свидетельствуют о компетентности и могуществе игрока. Эта виртуальная
В мир сетевых игр пришел бизнес: свой рейтинг, статус,
виртуальное богатство можно повышать простым земным способом - перевести некую
сумму на определенный, отправить смс-ку с телефона, воспользоваться любой другой
платежной системой в интернет. а наряду с детьми и рядом с ними в сетевой игре
нередко оказывается взрослый., весьма велика доля взрослых, играющих давно и
обладающих игровым виртуальным могуществом)
Чем и почему привлекателен для ребенка мир
компьютерных игр?
В большей степени к компьютерной
зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения,
не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они
находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети
или успехи в компьютерной игре самоутверждением.
Участие в виртуальном мире позволяет подросткам
абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Но это происходит
лишь во время пребывания в виртуальном
пространстве. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон
опасностей. Вследствие этого подросток пытается жить в другом
мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено,
где он сам устанавливает правила игры.
Можно перечислить следующие привлекательные для ребенка,
особенно подростка, стороны компьютерной игры:
- наличие собственного мира, в который нет доступа
никому, кроме самого ребенка;
- отсутствие внешних регуляторов ответственности;
- анонимность и невозможность
проверки предоставленной о себе информации в интернете;
- возможность соединения в виртуальном
образе реальных, желаемых и целиком вымышленных
качеств;
- реалистичность процессов и их независимость от окружающей действительности, абстрагирование
от внешнего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
- возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках
игры, вне зависимости от последствий.
Итак, ребенок играет на компьютере. Сегодня существует
множество развивающих игр для детей разного возраста и многие родители
используют их, ориентируясь на привлекательность заголовков и аннотаций.
Старательно подбирая своим детям развивающие игровые программы родители радуются
увлеченности и успехам ребенка. Компьютер постепенно вытесняет традиционные формы игры и игрового общения
и... постепенно... из друга семьи превращается в проблему и конфликт. Как же
быть? Оградить современного ребенка от компьютерных технологий вообще
невозможно. Компьютерные игры, при соответствующем содержательном наполнении,
бесспорно, быстро развивают интеллект, логическое мышление и воображение человека.
Некоторые исследования доказывают, что компьютерные игры развивают не только
интеллект, но и
адаптационные качества человека [1]. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним, что развивает интеллектуальную гибкость и возможно обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям.
И в то же время, за счет своей увлекательности и сюжетности игр, ими же провоцируется развитие психологической зависимости,
страдает здоровье, возникает целый ряд хронических заболеваний.
В дилеме разрешать или не разрешать играть на компьютере ребенку родителям
может помочь знание симптомов компьютерной зависимости и ряд правил.
Симптомы компьютерной зависимости
Существуют признаки, которые помогут родителям диагностировать компьютерную
зависимость ребенка:
- потеря ребенком контроля над временем, проведенным за компьютером;
- утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;
- оправдание собственного поведения и пристрастия;
- смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером;
- раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то
причинам длительность пребывания за компьютером
уменьшается;
- ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Последствия компьютерной зависимости
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость,
желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости
ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной
дезадаптации и углубления в мир
виртуальной реальности могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.
Что показывают компьютерные игры подросткам? Насилие, безнаказанность,
вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают
транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
В подростковом возрасте формируются ценностные
ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства,
любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр
реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию,
психологический инфантилизм — не умение
брать на себя ответственность, контролировать свои
поступки. Адекватная личность формируется только в живом
общении с другими людьми.
Последствия запущенной компьютерной зависимости для физического здоровья:
- нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
- опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
- пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры,
геморрой)
общее истощение организма — хроническая усталость
вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится
причиной еще большего утомления организма.
Профилактика компьютерной зависимости
В наш век компьютерных технологий стал актуален
вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером
и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка.
Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие
усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал,
что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это
вовлечение ребенка в процессы, не связанные
с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует
масса интересных и полезных занятий помимо компьютера,
например спорт, творчество.
Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования,
компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью
его обучения и развития.
Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась
компьютерная зависимость?
Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает,
каково его физическое и эмоциональное состояние.
Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером,
то родителям и ребенку
необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое
количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок
ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для
обсуждения этой проблемы — семейный совет.
Если эта мера оказалась недостаточной, то рекомендую
обратиться к психологу. Психотерапия с такими подростками обычно состоит из трех
этапов:
- индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;
- коррекция семейных отношений;
- создание индивидуальной программы по нормализации
учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.
|