МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию интегрированной информационно-коммуникационной среды в гуманитарной школе

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИИКС В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО РЕСУРСА В ПРЕДМЕТЕ

<=ПРЕДЫДУЩАЯ

ГЛАВНАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ=>

1.2.4. Развитие речи детей средствами анимации (мультипликации)

Развитие речи детей очень важно для их дальнейшей жизни [1]. Большое значение в этой работе имеет грамотное  формирование коммуникативных навыков, с опорой на речевое развитие [2]. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания, тогда как недостаточность ее развития может быть условием возникновения напряженности и стресса. Возрастные особенности детей [3] ограничивают спектр методов и приемов, которые могут быть использованы на разных этапах обучения. В этот период ребенок отличается эмоционально-чувственным восприятием окружающего мира, что делает наиболее эффективными те средства, которые обладают ярко выраженным эмоциональным воздействием.

В рамках комплексного исследования на тему «Речевое развитие ребенка средствами искусства », которое в течение ряда лет выполнялось в ГБОУ СШ №255 в режиме сетевого взаимодействия опытно-экспериментальных площадок Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, был предложен и апробирован экспериментальный проект. Суть идеи – использовать в качестве эффективного средства развития речи детей в системе и методике художественную анимацию (мультипликацию).

Мультипликация как одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра и танца. Выразительно-изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему (очень разнообразно и богато) воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Комплекс факторов: сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют зрителя  сопереживать, сопроживать сюжет вместе с героями, а у ребенка вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся, в самых разных формах, в том числе в виде речевого высказывания.

Это послужило основанием для формулировки гипотезы исследования:

уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повысится, если

  • будут разработаны методические модули на базе мультипликационного материала,
  • созданы необходимые условия,
  • подготовлены педагоги,
  • проведены в системе занятия с детьми.

Объект исследования – развитие речи детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возможности мультипликации как средства развития речи детей младшего школьного возраста.

Цель – изучение возможности анимации (мультипликации), разработка, апробирование и описание ряда модулей, применение которых на занятиях (уроках), будет способствовать развитию речи детей младшего школьного возраста в учебной и внеучебной деятельности.

В рамках данного проекта был разработан ряд методических модулей с использованием средств мультипликации для применения на занятиях (уроках), направленных на развитие речи детей. В основу построения модулей были положены принципы:

  • создания атмосферы творчества;
  • стремления к эмоциональной включенности;
  • побуждения спонтанного речевого высказывания;
  • самостоятельности речеобразования (не репродуктивности);
  • использования различных форм речи (монологовая, диалоговая, письменная, эссе);
  • организации парной, групповой и индивидуальной работы;
  • поддержки воспитывающей функции;
  • ценностности мнения каждого.

Эти принципы определили особенности художественного мультипликационного материала и наложили определенные требования к подбору мультфильмов:

  • опора на базовые гуманистические ценности;
  • отсутствие речи персонажей, закадровой речи;
  • высоко художественное музыкальное оформление.

Опыт нашей работы с детьми 1-4 классов показал, что при просмотре мультфильмов без предварительной подготовки ребенок чаще всего является пассивным наблюдателем. Цель деятельности педагога в рамках любого из предлагаемых модулей – превращение зрителя в активного соучастника происходящего, который вынужден думать, перевоплощаться, сопереживать, отделять появляющуюся у него эмоцию, осмыслять ее, подбирая слова, фразы, делиться ею и раскрываться в речи. Иными словами цель каждого модуля – речевое высказывание ребенка, спровоцированное педагогической ситуацией.

При разработке модулей использован деятельностный подход через различные формы организации взаимодействия ребенка с анимационным материалом.

Вот некоторые из них:

  • концентрация внимания и продуктивного действия ребенка (пазл, раскраска и др.) на фиксированных ключевых кадрах мультфильма
  • сравнение и сопоставление формально схожих, но отличающихся настроением, временем,  сюжетной окраской фрагментов, сцен
  • активизация детской фантазии при сюжетном упорядочивании  кадров неизвестного мультфильма
  • провоцирование различных коммуникативных ситуаций, требующих продуктивного решения, при групповой и парной работе
  • озвучивание героев при отсутствии закадровой речи
  • проигрывание различных моделей жизненных ситуаций, через перевоплощение в мультипликационных героев
  • рефлексия после просмотра авторских версий мультфильмов, которые служили исходным материалом

Использование различных игровых приемов приводит к раскрепощению детей и активизации их фантазии, что создает благоприятную атмосферу сотворчества и поиска [4]. Система заданий внутри каждого модуля готовит и приводит участников к ключевой фазе – речевому высказыванию заданного формата и является условной организационной границей каждого модуля и одним из показателей эффективности его реализации. В этих условиях внимание педагога обязательно должно концентрироваться на следующих задачах. Необходимо:

  • добиться, чтобы каждая игровая ситуация приводила каждого ребенка к речевому высказыванию, которое обязательно выслушивается
  • способствовать эмоциональной включенности и мотивированности каждого ребенка в каждой педагогической ситуации
  • создавать условия каждому ребенку для субъектной оценки происходящего действия

В процессе использования различных форм работы с анимационным художественным произведением мы на практике получили следующие положительные эффекты:

  • эмоционально-чувственное раскрепощение детей, находившее свое выражение в спонтанных речевых высказываниях
  • активное включение ребенка, через речь в общее действие
  • яркость речевого описания
  • эмпатийное восприятие поступков и реакций персонажей
  • приобретение нового социального опыта
  • аргументированность анализа поступков персонажей
  • оценочно-речевая активность
  • понимание художественного замысла

Методические модули

1 модуль

Шаг первый.

Дети рассаживаются за столы по 4-6 человек. Им выдается разрезанный на несколько частей кадр из мультфильма. Педагог говорит, что случилась неожиданность, и кадр рассыпался, его необходимо собрать. Дети, собирая кадр, активно общаются. После того как кадр собран,  звучит новое задание - дать ему название. Обычно возникает несколько вариантов названия, педагог выслушивает все.

 Шаг второй.

Детям предлагается разделиться на пары. Каждой паре выдается целый (неразрезанный) черно-белый кадр. Задание: договориться и цветными мелками совместно раскрасить один кадр.

 Шаг третий.

В ходе раскрашивания возникает диалоговое взаимодействие. Задание: обсудить, кто изображен, что происходит на кадре, дать название. После того, как участники определятся, они подписывают название кадра.

 2 модуль

Шаг первый.

Пока дети заняты раскрашиванием и обсуждением, ведущим готовится «кинолента»: рулон белой бумаги 3-4 метра располагается на полу (можно использовать обои). По мере готовности кадры выкладываются участниками в одну линию. Начиная со второго рисунка, паре предстоит решить, куда поместить свой кадр по отношению к уже лежащим на «киноленте» кадрам, до или после происходило то или событие, догадываться о возможной следственно-причинной связи. Очень важным является тот момент, что здесь нет и не может быть правильного варианта, возможна любая трактовка. В этой ситуации ребенок получает опыт самостоятельного волевого поступка, ему не к кому пристраиваться, он должен сам принять решение и сам иметь дело с ответственностью за свое решение.

 Шаг второй.

Когда раскрашены и выложены все кадры, педагог организует обсуждение детьми возможных вариантов последовательности изображенных событий. Задание: рассмотреть все кадры, продумать возможную связь между событиями, придумать историю, объединяющую все кадры на киноленте. В результате выстраивается несколько версий сюжета. Часто пара, раскрашивающая кадр, распадается, и каждый видит свой вариант событий, находятся новые сторонники идеи, быстро выявляются самостоятельно мыслящие ребята, которые не нуждаются ни в поддержке, ни в объединении с кем бы то ни было. В жаркое обсуждение оказывается вовлеченными 95% ребят. 1-2 ребенка, не решающихся предъявить свою версию, слушают говорящих очень активно и много. Главная задача педагога – не комментировать, поощрять детей к высказыванию, звучат только голоса детей.

 Шаг третий.

  Педагог предлагает озвучить различные сценарии. Придумывается, продумывается и заслушивается, как правило, 3-4 варианта, иногда очень разнящиеся по содержанию. При рассказывании своей версии ребенок меняет местами кадры на «киноленте», если этого требует логика его рассказа. Слушает весь класс, обступив «киноленту», следя по ней за историей.

3 модуль

Шаг первый

Педагог выслушивает сценарии ребят и предлагает посмотреть мультфильм. Устраивается импровизационный кинозал, каждый располагается, где ему удобно. Разогретые предыдущими заданиями, зрители смотрят версию авторов с максимальным вниманием. В процессе просмотра мультфильма важно не запрещать спонтанные речевые высказывания ребят. Они узнают кадры, которые раскрашивали, внимательно следят за сюжетом. Реакции очень живые и непосредственные. После просмотра педагог интересуется, понравился ли  им авторский сценарий? на каком языке говорили герои? (мультфильм без единого слова). Всегда возникает удивительная пауза, а потом бурные эмоции. «Нинакаком языке, на русском, на нивхвском». А как вы поняли, что происходит? А все понятно было, музыка помогла.

Шаг второй.

Педагог предлагает задание: взять с «киноленты» тот кадр, который раскрашивали в паре, и поработать с ним еще: сесть за рабочие столы и придумать  речь персонажей. Герои мультфильма понятны детям, они смогут оформить в речевое высказывание эмоции, состояние, мотивы поступков героев в сцене кадра. Реплики (диалог, монолог) записать на обороте кадра для чтения по ролям.

 Шаг третий

Детям предлагается озвучить мультфильм. Они становятся в круг со своим кадром и выразительно читают реплики за персонажей. Не допускаются пересказы, комментарии и прочее. Звучат только голоса героев мультфильма, сцены оживают в слове. Это кульминация занятия, участвуют в озвучивании все дети, присутствующие на занятии, все очень волнуются, поэтому логичным завершением становятся аплодисменты всех друг другу и себе.

4 модуль

Шаг первый

На сцене появляются персонажи мультфильма, крупные, вырезанные из картона, выполненные в цвете. Педагог предлагает детям положить кадры, с которыми они работали на столы и обратить внимание на «кукол». Задание: выбрать себе героя мультфильма, которого интересно попробовать защитить, то есть объяснить его поступки.

Шаг второй.  Обсуждение в группах логики и стратегии защиты, подбор  фактов, аргументов, истинных причин поступка и пр. для лучшего понимания смысла поведения персонажа. Подготовка выступающего от группы.

Шаг третий

Предъявление речи, созданной группой, в защиту своего персонажа. Возможна спонтанная  дискуссия с «адвокатами» другого персонажа.

Разработанные модули универсальны, то есть могут быть проработаны на любом мультипликационном материале, удовлетворяющем оговоренным условиям. Они охватывают большой спектр педагогических технологий, как традиционных, так и инновационных [4, 5]. Вариантность выбора модулей при проведении занятий определяется преподавателем и зависит от готовности детей к работе, уровня их эмоционально-чувственного восприятия, постановки цели и определения задач на конкретное занятие и пр.

Для проведения эксперимента среди учащихся 1-4 классов были сформированы 2 близкие по контингенту группы – экспериментальная и контрольная. С использованием описанных модулей была проведена серия занятий с учащимися экспериментальной группы, в ходе которых каждый ребенок предъявлял следующие виды речевой деятельности: спонтанную, ситуативную, внутреннюю, диалоговую, монологическое развернутое повествование, письменную речь, что обусловило расширение синтаксического и лексического диапазонов речи во время диагностики. В ходе развивающих занятий созданные психолого-педагогические условия мотивировали активизацию имеющегося у школьника внутреннего резерва как в отношении лексического запаса слов, так и более сложных речевых явлений, таких как стилизация речи, эмоциональное использование разнообразных изобразительно-выразительных средств русского языка. В начале эксперимента (1 этап) и по окончании работы (2 этап) были произведены замеры, фиксирующие изменения в уровнях развития речи по следующим параметрам: 

  1. речевые (словесные)  реакции на работу с кадром мультфильма
  2. понимание замысла автора
  3. оценочно-эмоциональное отношение к произведению

 Диагностика позволила оценить изменение уровня развития речи младших школьников через оценку уровня художественного восприятия анимационного произведения искусства на 1 и 2 этапе работы.

Для диагностики использовался мультфильм по произведениям Виталия Бианки «Мышонок Пик» (производство киностудии «Союзмультфильм», автор сценария и режиссер Григорий Сокольский).

Во время проведения диагностики были созданы условия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, что необходимо для естественности речевого самовыражения ребенка. По специально разработанной методике фиксировался уровень заинтересованности, эмоциональности, собственного оценочного отношения ребенка.

Проведенные диагностические исследования подтвердили эффективность предлагаемой формы работы. 100% детей удерживают внимание на протяжении всего мультфильма. Дети были эмоциональны и полностью включены в процесс (в отличие от чтения вслух, прослушивания аудиокниги). Но, при этом, на 1 этапе речь не была осмысленной, упорядоченной и логически выстроенной. Все высказывания были спонтанны и незакончены. После проведения цикла занятий по предлагаемой методике, словесные реакции во время просмотра и рассказа стали более активны, а речевые описания происходящих событий более точны. Речь ребенка стала более стройной и логически завершенной. Появилось большее разнообразие синтаксических и стилистических конструкций.

Если на первом этапе художественное оформление не было отмечено в речи, то после проведенной работы дети стали замечать и выражать в речи использованные художественные приемы и особенности мультфильма. Значительно возросло понимание замысла автора, появились характеристики героев, оценка их поступков. У некоторых появилось даже понимание композиционной замкнутости сюжета. Сильно увеличились показатели оценочно-эмоционального отношения к сюжету. 

Дети из контрольной группы в своих ответах показали неполное понимание отдельных сцен и причинно-следственных связей между событиями и действиями персонажей. В экспериментальной группе изменения в уровнях развития речи, особенно в части эмоционально-оценочных проявлений, показали положительную динамику. Дети из контрольной группы в своих ответах показали неполное понимание сюжетных сцен, причинно-следственных связей между событиями и действиями персонажей, слабый уровень эмоционально-оценочных проявлений.

Сравнительный анализ диагностик 1 и 2 этапов продемонстрировал рост всех показателей рассказа ребенка.

 В таблице 1 приведена сводная таблица результатов диагностики.

Таблица 1. Сводная сравнительная таблица показателей оценки уровня речи детей экспериментальной группы на  1 и 2 этапе в процентах от общего количества детей

Кол-во детей

 

Заинтересованность

Эмоциональность

Наличие оценки

-

-+

+

-

-+

+

-

-+

+

1 этап

14

1

4

9

3

8

3

7

5

2

%

7

28

65

21

58

21

51

35

14

2 этап

14

0

0

14

1

5

8

2

5

7

%

0

0

100

7

35

48

14

35

41

 

Показатели \

 \ уровень

1 этап

2 этап

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Речевые (словесные) реакции во время просмотра и рассказа

50,0%

42,9%

7,1%

14,3%

42,9%

42,9%

Передача художественных особенностей мультфильма

85,7%

14,3%

0,0%

64,3%

21,4%

14,3%

Понимание и передача замысла автора, отраженного в мультфильме

100,0%

0,0%

0,0%

42,9%

28,6%

28,6%

Проявление оценочно-эмоционального отношения к сюжету

78,6%

7,1%

14,3%

28,6%

50,0%

21,4%

 Таким образом, мультипликация в условиях современно организованного педагогического пространства в единстве учебной и внеучебной деятельности представляет собой мощное средство развития речи детей младшего школьного возраста. Главным принципом успешности реализации данной идеи является создание позитивной эмоционально–психологической атмосферы, способствующей самораскрытию детей через коммуникативное взаимодействие. При проведении занятий по предложенной схеме учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования должен виртуозно сочетать свои профессиональные знания с принципами педагогики сотрудничества: умело «погружать» детей в атмосферу произведения; максимально «убирать» собственную речь; исключать отрицательную оценку деятельности детей; избегать действий, направляющих детей на «правильный» путь и требующих установить «нужную скорость» выполнения задания. Такая технология имеет долговременный формирующий эффект благодаря энергии вечных ценностей человека.


ПРИМЕР занятия с использованием мультипликации  

Литература:

  1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие / под.ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2008.
  3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008.
  4. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008.
  5. Окунев А.А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. – СПб.: «Скифия», 2006

<=ПРЕДЫДУЩАЯ

ГЛАВНАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ=>

Copyright (C) 2013, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100