1.2.3.
Примеры методических приемов работы
с художественным фильмом
Художественный фильм "ТРОЯ" (США, 1997 год), 5 класс
В 5 классе, в рамках изучения истории Древней Греции по теме «Поэмы Гомера»
целесообразно организовать просмотр фильма «Троя». Перед началом фильма ученикам
сообщается, что этот фильм был снят относительно недавно американскими
кинематографистами по мотивам поэмы Гомера «Илиада», однако авторы значительно
отошли от текста классического произведения.
Тема «Поэмы
Гомера» уже должна быть изучена к началу просмотра фильма. Определяется круг вопросов для обсуждения:
– Укажите различия между содержанием поэмы Гомера и фильма.
– Кто из героев фильма – Парис, Гектор, Ахиллес или Патрокл – понравился вам
больше всех? Почему?
– Кого греки считали своими героями? Какими качествами должен был обладать
герой? Можно ли сказать, что "герой" и "силач" – одно и то же?
– Какая сцена в фильме произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?
– В каких сценах фильма благородство героев проявилось в наибольшей степени?
Далее пятиклассникам сообщается, что не надо рассматривать эти вопросы как
строгий план домашнего сочинения. Не надо бояться и стесняться выражать свои
мысли и чувства в связи с просмотром фильма. Надо постараться написать о том,
что "задело за живое", о тех сценах, которые запомнились. Итог работы
по фильму - минисочинение.
Художественный фильм "УБИТЬ ДРАКОНА" (СССР, 1988 год), 11 класс
В 11 классе после изучения темы «Массовые репрессии 30-х годов»
старшеклассникам будет полезно посмотреть фильм «Убить Дракона».
Ученикам объясняется, что этот фильм был снят в эпоху Перестройки, когда в
общественном сознании происходила глобальная переоценка
ценностей и осуществлялся пересмотр многих
страниц недавней истории, в частности, приходило осознание масштабов
преступлений, совершённых Сталиным.
Фильм был снят известным театральным и кино-
режиссёром Марком Захаровым по мотивам философской сказки-притчи Евгения Шварца
«Дракон». В этой сказке под, казалось бы, мистическими персонажами
подразумеваются вполне конкретные исторические личности.
Одиннадцатиклассникам
адресуются следующие вопросы:
– Какие исторические события, изученные вами на уроках истории, нашли
отражение в фильме?
– Какие исторические личности в нём показаны? Кого можно считать прототипами
Дракона, Шарлеманя и Бургомистра?
– Есть ли исторический прототип у Ланцелота?
– Каково отношение авторов фильма к насилию в истории? Вспомните сцену с
визитом Дракона в дом Шарлеманя, сцену свержения старой власти.
– Почему в финале картины появляются дети?
– Где надо убить Дракона?
Так как предлагаемый фильм сложен для восприятия, важно
находить личные ресурсы детей для того, чтобы им было интересно. Это может быть и личный опыт переживания детей социальной
несправедливости, и опыт их родителей и прародителей, лично переживавших
сталинские репрессии, Перестройку.
Итог работы по фильму – рецензия, миниисследование,
сочинение-размышление, эссе (на выбор).
Хорошо оценивать
выполнение таких заданий совместно с учителем русского языка и литературы.
Это дает возможность отработать параллельно навыки обучающихся, необходимые для написания
части С в ЕГЭ по русскому языку.
Художественный
фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». СССР, 1987 год.
В фильме режиссёра Александра Прошкина удивительным образом
сочетаются лихо закрученный сюжет (этот фильм киноведы назвали первым советским
боевиком) и реальные исторические события, последовавшие за смертью Сталина.
1953 год. По амнистии, объявленной в связи со смертью Сталина, освобождаются
десятки тысяч заключенных-уголовников. Растёт уровень преступности. Страна
переживает острый момент своей истории.
В глухой северной деревне отбывают срок (на поселении) двое политзаключённых:
Копалыч, бывший главный инженер, и Лузга — бывший капитан полковой разведки…
В фильме снимались выдающиеся отечественные актёры Валерий Приёмыхов, Виктор
Степанов, Нина Усанова. Этот фильм стал последней работой великого русского
актёра Анатолия Папанова.
Рекомендуем посмотреть фильм и ответить на вопросы.
- Какие конкретные исторические события показаны или упомянаютмя в фильме?
- Как реагируют сотрудники карательных органов на известие об аресте
Берии?
- Почему бандиты, захватывая деревню, ведут себя так нагло? Почему они
ничего не бояться?
- В каком положении находились такие, как Лузга и Копалыч в лагерях? В
каких условиях «мотали срок» бандиты?
- Почему двое политзаключённых, не имея оснований быть довольными властью,
тем не менее, вступают в смертельную схватку с бандитами?
- Можно ли считать ситуацию, показанную в фильме, типичной для 1953 года?
- В какой психологической атмосфере жили советские люди после смерти
Сталина? Какими художественными приёмами выражена в фильме эта
противоречивая общественная атмосфера
|