1.2.1. Примеры аннотаций электронных пособий по МХК
Аннотация на
диск «Мировая художественная культура
от наскальных рисунков до кинематографа»
(ЗАО «Новый диск», 2003)
«Мировая художественная культура от наскальных рисунков до кинематографа»
представляет собой комплект из 2 дисков. Информация собрана многогранная и
разного уровня сложности. Учитель в зависимости от целей урока может выбрать
соответствующий раздел и построить занятие по своей схеме.
Например, информация о культуре Древнего Египта раскрывается в нескольких
разделах: «Египетский народ», «Культ мертвых», «Боги», «Пирамиды», «Храмы»,
«Женщины Египта» и т.д. Каждый раздел иллюстрирован и содержит краткую,
наиболее важную информацию. В разделе «Боги» представлены
изображения богов, даны их имена и краткое описание мифов. Раздел «Храмы»
содержит не только тексты и фотографии произведений искусства Древнего Египта,
но и коротенькие выразительные фильмы-лекции о храмовых комплексах (в Мединет
Абу, в Эдфу, в Абу Симбеле и др.). Раздел «Театр» имеет звуковые
иллюстрации – дано звучание инструментов, возникших в Древнем Египте.
Каждый тематический блок снабжен таблицей – периодизацией соответствующего
этапа развития культуры. Даны иллюстрированные энциклопедические справки о
мастерах культуры.
Недостатками данных дисков, по нашему мнению, являются:
- случайный выбор звуковых и кинематографических иллюстраций, когда музыка
или фильм не дополняет, а лишь частично соответствует сути представленной
информации. Включенные фрагменты произведений не только не показывают
разнообразие творческого метода автора, но дают одностороннее представление
о нем.
- одни разделы содержат необходимую и достаточную для раскрытия темы
информацию (раздел европейской культуры эпохи Возрождения), а другие дают
лишь фрагменты, нуждающиеся в существенном дополнении (раздел русской
культуры).
- программа не позволяет учителю свободно оперировать собранным на диске
материалом, например, дать полноэкранное изображение произведения в
сочетании со звучащим звуковым фрагментом.
- зачастую смысл текста не соответствует иллюстрации (например, показан
фасад здания, а текст описывает интерьер; повествуется о разных
произведениях, а представлено только одно; композитор аттестуется как
«лучший мастер клавесина своего времени», но ни одной звуковой иллюстрации
с его клавесинной музыкой нет.
- Заявленные темы не соответствуют содержанию раздела: например,
«Реформы Петра Великого» не только не раскрывают суть и значение этих реформ
в русской художественной культуре, но создают искаженное о них
представление.
- Структура диска создана теоретиками, не имеющими понятия о возможностях
и особенностях использования информации такого вида в педагогическом
процессе, фактически без изменений этот диск применяться непосредственно на
уроке не может.
II. Аннотация на диск «Шедевры русской живописи» (Кирилл и Мефодий,
2001)
Диск содержит несколько разделов. Первый - «Подсказка» - позволяет
ознакомиться со структурой информации на диске и возможностями работы с ней.
«Алфавитный перечень» очерчивает круг представленных на диске анонимных
художественных образов и мастеров русской живописи, позволяет пользоваться
словарем с толкованием специальных терминов. Раздел «Выбор художника» дает
краткие биографические справки, хронологическую таблицу основных периодов
творчества, портрет и наиболее известные произведения данного автора. Раздел
«Выбор картины» дает 2 возможности: прослушать лекцию о произведении с
музыкальным сопровождением и показом фрагментов его или ознакомиться с текстом
экскурсии.
Недостатки диска:
- произвольный набор произведений русского искусства, о которых собрана
более-менее исчерпывающая информация;
- орфографические ошибки в тексте;
- при самостоятельном знакомстве с текстом о произведении, утрачивается
визуальный контакт с изображением: иллюстрация только на 1 слайде, а текст
занимает 2-3 слайда;
- в иллюстративный ряд включены произведения скульптуры, графики и
архитектуры, а название диска: «Шедевры русской живописи».
Заявлено, что на диске есть 33 интерактивных видеоурока – но это не
соответствует действительности, так как нельзя провести полноценный урок на
основе представленных материалов: структура диска не соответствует форме урока.
Диск дает учителю возможность показать учащимся композиции русских живописцев,
дать им прослушать рассказ о создании произведений, прочитать о
творческом пути мастеров. На главном меню можно включить или удалить музыкальное
сопровождение; изучить алфавитный перечень живописцев; список главных
произведений; текст о жизненном и творческом пути авторов, представленных на
диске; просмотреть слайд-шоу. История создания и анализ произведений даны в
устном рассказе, главными достоинствами которого являются приятный тембр
мужского голоса и показ увеличенных фрагментов произведений, а главным
недостатком – назойливый, не всегда обоснованно примененный музыкальный фон.
Самое слабое место диска – слайд-шоу. Оно представляет собой бессистемное
чередование произведений. Нет ни тестов на освоение материала, ни обучающих игр.
Фактически диск позволяет:
1. прослушать что-то вроде телевизионной передачи
«Рассказы о Русском музее»;
2. использовать справочную информацию в виде
искусствоведческого текста с иллюстрациями;
3. получить представление о внешнем
облике художников.
III. Аннотация на диск «Шедевры архитектуры»
(Кирилл и Мефодий, 2008)
Диск представляет 250 произведений зодчества в рассказах, иллюстрациях и
видеофрагментах. Очень удобен для использования: главное меню представляет собой
портал, вокруг которого через характерные изображения-символы можно получить
информацию об основных этапах развития архитектуры. На самом портале элементы
кладки - квадры вводят зрителей в отдельные тематические блоки, раскрывающие
особенности основных стилей и направлений в зодчестве. Верхняя часть портала
показывает отдельные здания, нижняя часть – раскрывающиеся двери – дает
возможность прослушать лекцию по теме. Диск имеет свою «изюминку» - тест на
освоение материала – «Исправь ошибки»: даны виды тех или иных архитектурных
объектов, в которые включены чужеродные детали. Если учащийся их убирает,
картина восстанавливается в своей первозданной целостности. Если учащийся
ошибается хотя бы раз, все ошибки вновь возникают на своих местах. Остается
только пожалеть, что такие тесты не сделаны для каждого тематического блока
отдельно. Сами задания имеют разные степени сложности, но подбор их случаен,
поэтому они скорее развлекают учащихся, чем способствуют систематизации знаний.
|