Эмоциональная жизнь человека – огромный пласт его психологии. Именно
эмоциональные переживания наиболее точно отражают всю нашу систему отношений к
действительности, другим людям и самим себе, позволяют делать вывод о ценностях
личности, указывая в жизни на существенные и значимые вещи.
Интерес к предмету, стремление глубоко погрузиться в предмет, возникает у
ученика очень часто за счет тех эмоционально-выразительных средств, которые
использует учитель на уроке. Владея этими средствами, учитель может управлять
эмоциональными переживаниями класса, развивать эмоциональную сферу.
Поэтому очень важно, чтобы учитель владел приемами, которые позволяют
распознавать и интерпретировать эмоциональные переживания детей.
Не секрет, что эмоциональные переживания разнообразны. В самом общем виде все
они делятся на эмоции, чувства, настроения, аффект и т. д. Для обеспечения
эмоциональной выразительности урока, наверное, наиболее важны эмоции и чувства,
о которых и пойдет речь. Эмоции (эмоциональные реакции) - это
биологически заданные, довольно кратковременные реакции человека, тогда как
чувства - это социально сформированные переживания. Понимая механизмы
эмоциональных реакций, можно не только развивать сферу чувств, но и, управляя
эмоциональным настроем класса, создавать более благоприятную почву для усвоения
(присвоения) знаний. Попробуем объяснить некоторые психологические
закономерности эмоциональной сферы человека на языке науки.
Психолог К. Изард определяет эмоцию как сложную структуру, состоящую из:
- мышечного компонента (когда нам грустно, то в мимических
проявлениях отмечаются отсутствие улыбки, опущенные уголки рта; когда мы
испытываем страх, то вся мускулатура пребывает в состоянии напряжения,
человек как бы сжимается весь, и со стороны кажется, что он будто бы
уменьшился в размерах);
- физиологического компонента (изменение температуры тела, частоты
сокращения сердечной мышцы, учащение духания и проч.); и, наконец,
- феноменологического компонента – субъективного переживания.
Именно поэтому эмоция всегда и внутренне переживается, и внешне проявляется
в экспрессии лица, тела, в жестах. Эмоция, собственно, и становится
биологической основой для переживания чувства – социально выработанной
эмоции. Именно поэтому эмоции и чувства очень сложно развести,
дифференцировать. Так, например, в чувстве справедливости также можно
обнаружить все указанные К. Изардом компоненты эмоций.
Если феноменологический и физиологический компоненты не всегда доступны для
восприятия и понимания учителя, то мышечный компонент, представляющий собой
телесную экспрессию (выразительность), может быть непосредственно воспринят и
проинтерпретирован. Учитель выступает при этом, не как сторонний наблюдатель, а
как профессионал, целенаправленно воспринимающий окружающую действительность.
Предметом педагогического наблюдения при этом, могут выступать:
- то, что и как дети говорят, - вербальные реакции;
- то, как дети выглядят, - оформление внешнего облика;
- то, как они себя ведут, - телесная экспрессия.
Под телесной экспрессией понимаются: мимика (выражение лица), пантомимика
(выразительные движения тела), поза (положение тела), жесты (выразительные
движения рук).
Именно эти сигналы говорят опытному педагогу о переживаемом эмоциональном
состоянии и его изменении
Наибольшее положительное значение для учебной деятельности, как нам
представляется, имеют радость и интерес. Радость – это эмоция, возникающая как
результат достижения цели. Интерес привлекателен тем, что помогает ребенку
преодолеть страхи так эффективно, как никакая иная эмоция.
Есть и переживания,
которых в педагогической деятельности стоит избегать. Это, например, чувство
стыда, которое часто сопровождается потерей самоуважения.
Не секрет также, что негативных, отрицательных (гнев, вина, обида, горе и
проч.) чувств и эмоций у человека гораздо больше, чем позитивных (радость и
др.). Это имеет эволюционное значение: именно отрицательные эмоции обеспечивают
выживание. Младенец сигнализирует гневом и недовольством: «мне нужна ваша
помощь, потому что сейчас у меня что-то болит»; «я хочу есть»; «мне холодно» и
т.д. У подростка и взрослого человека негативные эмоции также часто выполняют
функцию «помощников». Так, например, чувство презрения можно испытывать к
каким-то негативным поступкам другого человека или себя самого – и это учит так
не поступать. Опыт переживания горя и утраты учит тому, что в этом мире есть
такие ценности, к которым надо относиться бережно: человеческая жизнь, здоровье
и др., а если человек все же допускает их утрату, то возникает иное
эмоциональное переживание – чувство вины. Поэтому и в учебной деятельности не
всегда стоит опираться лишь на позитивные эмоциональные переживания: иногда
уместны и обоснованы переживания грусти, сожаления, чувства справедливости и
подобных. Но не старайтесь вызвать у ребенка стыд – пусть он лучше
радуется! Тогда учение будет более эффективным и интересным.
Эмоции ребенка и взрослого имеют некоторые отличия. Например, социализация
эмоций и чувств связана с тем, что расширяется репертуар поведения, опыта,
переживаний человека. Так, в онтогенезе (то есть в процессе индивидуального
развития человека от рождения до смерти) прежде всего формируются такие
эмоциональные реакции, как гнев, недовольство, радость. Все эти переживания
связаны с другим человеком – значимым взрослым, ухаживающим за ребенком. Затем,
наблюдая за эмоциональными проявления взрослого, ребенок научается и
многим-многим другим эмоциональным переживаниям. Позднее всего формируются
социальные чувства – чувство прекрасного и безобразного, трагического и
комического; чувство долга, чувство ответственности, справедливости и проч.
Однако, некоторые психологи считают, что отличий между эмоциональными
переживаниями взрослого и ребенка не так уж и много. Например, А. Янов,
рассматривая такое глубокое человеческое чувство, как любовь, утверждает: любовь
ребенка ничем не отличается от любви взрослого. Мы всегда понимаем, любят нас
или нет – сколько бы лет нам ни было, и сами способны на это чувство, невзирая
на возраст. Любовь, таким образом, не может быть зрелой или незрелой – она либо
есть, либо ее нет.
Подведем первый итог.
- В своей профессиональной деятельности старайтесь быть не
сторонним наблюдателем, а наблюдательным профессионалом.
- Очень важно, какие именно эмоции вызывает у
них материал урока, способы его представления.
- Стремитесь
вызывать у учеников интерес и радость; избегайте вызывать проявления вины и стыда.
- Обращайте внимание на их мимику, жесты, пантомимику, позы, нюансы в одежде, речь - это сигналы,
которые педагогу могут сказать о многом.
В процессе учебной деятельности важно способствовать формированию чувств,
социализации эмоций, развивая их, давая опыт рефлексии эмоциональных
переживаний. В. А. Сухомлинский писал: "...первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека являются внутренние духовные силы – убеждения, эмоции".
По его мнению, через эмоции выражаются субъективные оценочные отношения к существующим или возможным ситуациям. Способность эмоций формироваться по отношению к воображаемым событиям, которые существуют только в виде идеи о пережитом, ожидаемом или воображаемом [ ]
делает возможным воздействовать на ученика всем спектром выразительных средств, содержащихся в художественных шедеврах, литературных произведениях, историко-культурологических текстах.
Современный уровень развития и доступность мультимедийных выразительных средств (графика, музыка, видео, анимация, спецэффекты и пр.) позволяет использовать на уроке любые иллюстрации, и, таким образом, получать любые эмоциональные эффекты, комплексно воздействовать на эмоционально-чувственную сферу ученика, вызывать нужные эмоции.
Этот эффект усиливается сопереживанием в коллективе, передачей эмоционального состояния от одного ученика к другому, так как эмоции способны передаваться между людьми, и закрепляться, делая эмоционально-чувственный опыт человека шире индивидуальных переживаний, объединяя в нем эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения [1].
Итак, на практике эмоции являются «катализатором» педагогического влияния, а привлечение возможностей мультимедийного представления информации для передачи эмоции и убедительности воздействия – преимущество, которое дает педагогу ИИКС.
Подготавливая урок, старайтесь проиллюстрировать материал, сделать его эмоциональным и выразительным.
- Используйте для этого разнообразные выразительные средства: репродукции художественных произведений, кино-видео фрагменты, фоновое аудио сопровождение, копии исторических документов и пр.
-
Старайтесь параллельно задействовать все каналы восприятия информации учеником.
-
Подбирая иллюстрации к уроку, стремитесь к тому, чтобы они были и
культурно-хронологически достоверны, и эмоционально выразительны.
Предметы гуманитарной и художественной направленности дают возможность делать
это регулярно, целенаправленно и эффективно. Обращаясь к самым «обычным» вещам –
полотнам художников, архитектурным сооружениям, проч. – в процессе рассказа о
них, анализа истории их возникновения, ученики переживают удивление, интерес,
радость, у них развивается чувство гордости, чувство прекрасного. Именно такие
эффекты вызывает, например, презентация к занятию из
цикла «История архитектурного шедевра» на тему "Преображенская церковь в Кижах" .