| ||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Бугаева Оксиния Егоровна
Аннотация Ключевые слова _________ Nadezhda I. Nikonova Oksinia E. Bugaeva
Abstract Key words _________ На сегодняшний день вопрос о необходимости формирования патриотического воспитания молодёжи актуализируется необходимостью сохранения гражданской идентичности россиян. В виду этого в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1] были обозначены пути совершенствования системы патриотического воспитания, поскольку именно оно является движущей силой развития общества и всей страны. Также и в «Стратегии развития граждан Российской Федерации на период до 2025 года» указана приоритетная задача государства - это формирование нового поколения, обладающего актуальными для XXI в. знаниями и умениями, нравственными ориентирами, готовых «к защите интересов Отечества», ответственных «за будущее России» [2, с.1]. Очевидно, что ключевым инструментом для решения этих задач служит система образования. Так, в ФГОС основного общего образования одним из важных личностных результатов является «воспитание российской гражданской идентичности», которое включает в себя «патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [3, с.5]. Однозначного толкования понятия «патриотизм» нет до сих пор. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» [4]. В Советской исторической энциклопедии трактуется, как «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбу отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» [5]. Интересным для сравнения является определение патриотизма в Кембриджском словаре, в котором представлено, как «чувство любви к своей стране больше, чем к другим, и гордость ею» [6]. Наиболее приемлемым педагогическим инструментарием в организации работы по патриотическому воспитанию признана научным сообществом классификация методов Ю.К. Бабанского [7]. Он выделяет три группы методов воспитания: 1) методы формирования патриотического сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта патриотического поведения; 3) методы стимулирования патриотической деятельности. К первой группе относятся такие приёмы, как убеждение словом, личным примером, диалог. Наиболее эффективным, конечно же, является метод убеждения личным примером самого педагога. Во вторую группу входят упражнения, педагогическая поддержка, требования, перспектива, пример и т.д. В третью группу относят поручение, требование, общественное мнение, ситуации выбора и успеха, поощрение. Перечень средств, которые можно использовать в организации патриотического воспитания обучающихся, не ограничен. К ним относятся слово, беседа, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, традиции, литература и многое другое. Безусловно, огромным воспитательным потенциалом для развития у обучающихся чувств патриотизма обладает литература. И педагогу надо только умело распорядиться этим - правильно воздействовать на обучающихся, чтобы через художественные произведения формировать у них лучшие человеческие качества: патриотизм, нравственность, гуманизм. Данной цели служат пословицы, исторические песни, сказки, былины, стихотворения, произведения древнерусской, классической литературы и, конечно же, о Великой Отечественной войне. Практически в каждом из этих разделов отражены народные идеалы, образы народных героев. Для эффективной работы по формированию гражданской идентичности, патриотических чувств у обучающихся сравним образы богатырей двух этносов - русского Ильи Муромца и якутского Ньургуна Боотура Стремительного (см. таблицу 1). Прежде чем приступить к сопоставительному анализу, обращаем внимание обучающихся на значение слова «богатырь», которое происходит от древнетюркского «багатур» - «герой, доблестный воин». Есть также другие формы этого слова: бахадур, батур, баатар, батыр и боотур. Вершиной русского эпоса считается образ Ильи Муромца, самого почитаемого в народе богатыря. Илья Муромец полностью посвящает себя служению Руси. Основными его чертами можно назвать мужество, силу и безграничную любовь к родине. Он совершал множество ратных подвигов. Победа над Соловьем-разбойником и Идолищем Поганым (объединяющие образы врагов русской земли) - самые известные из них. Илья Муромец является собирательным образом всех смелых воинов, защищавших Киевскую Русь от захватчиков. Народные идеалы якутского народа отразились в героическом эпосе - олонхо в образах богатырей. Самым популярным и почитаемым из них является Ньургун Боотур Стремительный - герой божественного происхождения, изображенный самым сильным, красивым и умным: «Строен станом, словно копье, Стремителен, как стрела, Был он лучшим среди людей, Сильнейшим среди людей, Красивейшим среди людей, Храбрейшим среди людей, Не было равных ему, В мире богатырей» [8, с. 87]. Ньургун Боотур Стремительный - богатырь племени «айыы», посланный с небес на землю в средний мир, чтобы сражаться с чудовищами нижнего мира «абааhы», которые похищают девушек, пожирают скот и разоряют народ. Образ Ньургуна Боотура Стремительного - защитника и освободителя простого якутского народа, олицетворяет собой проявление мужества, доблести и справедливости, служит образцом для воспитания лучших качеств у молодых людей. Таблица 1 Сравнительно-сопоставительная характеристика богатырей
При сравнении двух богатырей – Ильи Муромца и Ньургуна Боотура – обучающиеся выявили, что до своего первого подвига Илья Муромец был калекой, не мог ходить и лежал на печи, а Ньургуна Боотура, испугавшись его силы, усыпили и спрятали за высокой горой. Когда пришло время защитить родную землю и народ нуждался в них, Илью Муромца чудесным образом исцелили старцы, а Ньургуна Боотура пробудила ото сна удаганка Айыы Умсуур. Оба богатыря были наделены недюжинной силой, их назначение - служить своему народу верой и правдой и защищать родную землю от врагов (Соловей Разбойник, Идолище Поганое, племя абаасы); верным другом богатырей были кони, которые помогали им советами, вместе вступали в бой. Они также были наделены огромной силой и быстротой. Оба богатыря отличались в бою смелостью, отвагой, ловкостью и силой. А враги их были сильные, коварные и ловкие. Следовательно, образам богатырей русских былин и якутского олонхо свойственны общие черты, которые послужат прекрасной основой для сопоставления, патриотического воспитания в духе диалога культур. На занятии дети приходят к выводу, что богатыри двух этносов призваны защищать свою родину и народ от врагов, у них похожи нравственные и физические признаки (мудрость, сила, находчивость, доброе сердце, мужество и т.д.). Тем не менее, они отличаются по своей национальной специфике (одежда, оружие, породы коней). Якутские богатыри всегда призваны защитить девушку, освободить мир от чудовищ, разоряющих народ, а также продолжить человеческий род, создав семью. Данные различия свидетельствуют не только об уникальности героя, но и всего его народа, «в якутском эпосе (…) героем считается тот, кто сумел добыть себе жену, кто ради этой цели преодолел трудные препятствия, одолел страшных и опасных соперников, выходцев из нижнего мира, мучающих людей, очистил от них землю, кто с боем вернул себе похищенную жену, основал семью и дом и живет согласно моральным требованиям окружающего его общества» [10, с.45]. В памяти каждого народа хранятся и передаются из поколения в поколение образы героев, в которых отразились народные идеалы. Будучи наделенными лучшими человеческими качествами, такими как патриотизм, мужество, мудрость, благородство, сила духа и др., они являются для подрастающего поколения ярким примером для подражания, нравственным и физическим ориентирами, образцом настоящего человека. Изучая их на уроках литературы, мы воспитываем обучающихся в духе преемственности поколений, национальной гордости, патриотизма и дружбы народов.
Рекомендовано к публикации: Literature
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Copyright
(C) 2020, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал
и авторы ISSN 1997-8588 (online), 2412-5520 (smart-print), 2500-2244 (CD-R). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а Издатель: Консультационное бюро [ИП Ахаян А.А. гос. рег.306784721900012 от 07.08.2006] |